Совершенно не представляю себе, как работали психологи около ста лет назад. Ведь тогда практически никто не обращал внимание на поведение человека. На мелкие реакции, позу, жесты, мимику, ключевые слова. Психологи просто брали на веру то, что говорил клиент. В психологии такой метод называется интроспекция. Человек изнутри рассказывает, что он чувствует, какие реакции у него происходят внутри, и так далее. А кто сказал, что то, что он говорит, правда? И психолог, беря на веру проблему человека, начинает с ней работать. Естественно, это не приводит ни к каким результатам.
Сколько же это губило продаж. (И губит до сих пор.) Уверен, многие до сих пор встречают назойливых продавцов, которые пытаются «впихнуть» свой товар любой ценой. Их не очень интересует, насколько при этом человек будет рад такому приобретению, также их не особо интересует, какую репутацию они заработают, как продавцы. НАДО. ВПАРИТЬ. ТОВАР.
Или молодые люди, которые пытаются познакомиться с девушкой. Совершенно не замечая реакций девушек, некоторые парни пытаются произвести впечатление: неудачно шутить, что-то рассказывать, приставать невпопад. А потом удивляются «Ещё одна девушка мне отказала…, наверное, я какой-то не такой…»

9e2883987a1aef3064f07a4eb21f2a94

Всех этих людей объединяет одна интересная особенность: они слепы. Образно, конечно, но факт остаётся фактом. Они слепы. Вряд ли человека, который использует свои органы восприятия менее чем на 20%, можно назвать зрячим. Тем менее, смотреть и видеть – вещи совершенно разные. Мы можем очень долго смотреть на китайские иероглифы. Но если не знать китайский – для нас это просто кучка закарлючек. Точно так же и человек. Если не знать, на что смотреть, можно очень долго общаться с человеком, но так его и не понять.
Многим уже известно, что мы получаем только 20% информации от человека с помощью слов. Остальные 80% передаются невербально, т.е. вообще без слов. Сюда входят интонации, позы, особенные жесты, тембр голоса, даже скорость речи. Часто ли люди в быту обращают внимание на такие, казалось бы, мелочи? Вот и получается, что 80% информации, которую мы можем получить от собеседника проходит мимо нас? Как научиться лучше понимать людей? Как научиться читать их эмоции ещё до того момента, как они сами поняли, что что-то чувствуют? Как словить момент сомнения у собеседника и исправить ситуацию? Именно для этого и была создана методика, которая в НЛП получила название «Калибровка».
Почему калибровка? Термин пришёл из фотографии (некоторые говорят, из видео). Суть в следующем: для того, чтобы камера лучше и точнее передавала цвета, ей вначале нужно показать белый цвет. Как это применимо для считывания реакций? Когда мы общаемся с человеком, рекомендуется узнать его условную нейтральную реакцию. Для этого и нужны разговоры «ни о чём»: о природе, о погоде, о собаке и т.д.  А потом, когда мы считали базовые реакции собеседника, мы можем смотреть за изменениями. Именно изменения важны человеку, который хочет быть успешен в общении. Вот мы сидели с человеком и мило беседовали на отвлечённые темы. Спросили про то, было ли у него что-то с секретаршей, и тут у мужчины изменился цвет лица, началось активное сглатывание, глаза стали неподвижно смотреть в одну точку… О, а это уже интересно.
Есть такой миф про то, что у людей есть универсальные реакции, по которым можно определить всё: общительность человека, склонен ли он врать. Каждый хоть раз слышал от некоторых психологов про «открытые» и «закрытые» позы. Пришло время узнать правду: универсальных ключей невербального языка нет. И никогда не было. Большинство всех реакций каждого человека уникальны и индивидуальны. Для этого и нужна «калибровка». Она позволяет индивидуально считать реакции конкретного человека, как он реагирует. Например, нежелание говорить каждый может проявлять по-разному. Кто-то развернётся корпусом и практически отвернёт голову, кто-то начнёт говорить специально медленно и скучно, кто-то начнёт говорить очень быстро, чтобы человек заскучал и сам ушёл. При этом внутренне каждый из этих людей будет преследовать одну и ту же цель. И если верить в миф, что есть единый язык реакций, можно очень сильно ошибаться.
Калибровка является незаменимым инструментом в продажах и переговорах, чтобы лучше понять партнёров по бизнесу и лучше удовлетворить потребности клиентов. При знакомстве калибровка позволяет считывать мельчайшие реакции собеседника, чтобы знать, что ему нравится, а что нет, что раздражает, а что восхищает (Вы же не ожидаете, что при знакомстве вам человек будет сразу говорить, что ему не нравится? У нас все тактичные! J). Калибровка позволяет понять, врёт вам человек, или нет. Да, правду и ложь тоже можно отследить по калибровочным признакам.
Есть два вида людей. Успешные и неуспешные. Пройдитесь по улице и посмотрите: у неуспешных людей фильтры внимания сосредоточены внутрь себя, в свои мысли, в свои переживания. Как правило, у таких людей, проходящих на улице, взгляд расфокусирован, они мало что замечают вокруг себя. У успешных людей большинство фильтров внимания находятся вовне: на собеседнике, на окружающих вещах, на возможностях в этом мире. В этом и заключается та небольшая разница между успешными людьми и неуспешными.

mentalist

Как развить в себе навык наблюдательности максимально быстро и качественно? Можно годами смотреть видео, пересмотреть все сезоны фильма «Обмани меня», или «Менталист», можно перечитать сотню книг по физиогномике, теории лжи и прочие. А можно получить навык на специальном тренинге. Первый сегмент курса «НЛП-Практик» уделяет большинство времени именно навыку калибровки. Потому что для успешных людей очень важно отработать навык наблюдательности на все 100, и использовать его при общении. Я с радостью приглашаю всех желающих пройти курс «НЛП-Пратик», и увидеть всё то, что раньше могло быть скрыто от ваших глаз!

 

Понравился материал? Поделись с друзьями!


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *